?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у utro_vecher в О том, что люди разучиваются думать
Не так уж редко со мной случается такое, когда размышляю я тут о чем-нибудь неторопливо, прихожу к каким-нибудь выводам "на кончике пера", так выразиться. А потом натыкаюсь где-нибудь на информацию, которая мне подтверждает: да, так оно и есть. И испытываю удовлетворение. Вот, снова так случилось - правда, в данном случае это было хмурое удовлетворение.

В данном случае я неторопливо тут подумывал какое-то время, что происходящие в последние десятилетия социально-культурные изменения должны, по идее, приводить к не менее чем разрушению мышления у людей. Да, именно как такового мышления, не менее. Идиократия-с. Ну, имеется в виду - в развитых формах этого самого мышления, ибо в примитивной форме мышление и у 5-летнего ребенка имеется. Приводить совершенно закономерно. И вот, читаю интервью с Людмилой Ясюковой, руководителем лаборатории социальной психологии СПбГУ, главой центра "Диагностика и развитие способностей". Каковая "в интервью Росбалту рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов". И подумал я свое "Угу". И подумал я: "И что мы видим? А вот то мы и видим". Единственное, что госпожа Ясюкова объясняет сие через развал системы образования... не соглашусь. Оно-то так. Но образовательная система в данном случае не является причиной, на мой взгляд - она не более чем могла бы скорректировать результаты происходящего масштабненького, но вот не корректирует. И сие тоже, на мой взгляд, является следствием оных масштабных социально-культурных процессов.

В общем, вот отрывочек из этого интервью:

"- Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

- Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый - умение выделять суть явления, объекта. Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладают понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?". А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

- И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

- По моим данным и по данным других исследователей меньше 20 % людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

- Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

- Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР и в США и в Европе и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70 % взрослых, людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати".

Отсюда: http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html

Profile

anna_maksyutova
anna_maksyutova

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars